Внимание

Это сайт архивных материалов ИА "Столица", переход на новый сайт - см. ниже

ВЫСТАВКА «ПАРАД ПОБЕД» в ГУМе

ВЫСТАВКА «ПАРАД ПОБЕД» в ГУМе

ВЫСТАВКА «ПАРАД ПОБЕД» в ГУМе

ГУМ и Gorkyclassic представляют выставку автомобилей «Победа», посвященную 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и 70-летию самой модели, ставшей символом послевоенного мира. Выставка пройдет на первой линии ГУМа с 1 по 31 августа. В экспозиции будут представлены 10 образцов знаменитой машины, среди которых такси, кабриолет, полноприводный вездеход и спортивный автомобиль команды «Торпедо – ГАЗ». Соорганизатор выставки – Собрание классических автомобилей Gorkyclassic.

М-20 «Победа». Эта скромная по своим размерам и динамическим показателям машина – самая важная и значимая в отечественной истории легковая модель. Это первая в мире серийная модель с несущим кузовом «бескрылой» формы, первая в стране массовая модель с независимой подвеской передних колес. Своими смелыми и необычными обводами она затмевала вычурность трофейных и союзнических иномарок. Сквозь десятилетия «Победа» пронесла фирменную надежность, особый шарм и достоинство. Эти машины, переходя как семейные реликвии от поколения к поколению, стали одной из самых почитаемых и любимых марок в нашей стране. Проектирование этой машины началось на Горьковском автомобильном заводе в 1940 году. В безвоенной перспективе выпуск модели мог бы начаться уже в 1943 году. Однако планам этим помешала война, и работы по созданию автомобиля возобновились только после разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом, в феврале 1943-го. Тогда-то за машиной и закрепилось ее легендарное имя – «Победа». В июне того же года завод был полностью уничтожен налетами вражеской авиации, но работа над новыми моделями все равно продолжалась. Днем рождения «Победы» принято считать 19 июня 1945 года, когда на показе в Кремле Сталин лично одобрил один из двух опытных образцов «Победы» и разрешил серийный выпуск. С 1946 по 1958 годы в Горьком было произведено 241.497 автомобилей "Победа". Из десяти выставленных в ГУМе экземпляров как минимум пять имеют свою уникальную историю. Послевоенный дефицит стального листа вынудил советскую автопромышленность идти на компромисс – запускать модели с матерчатым верхом. Так в 1948 году у «Победы» появилась модификация М-20Б с кузовом седан-кабриолет. Одну из таких редких машин (а их было выпущено всего 14.222 экземпляра) предоставил на выставку в ГУМ страстный любитель «Победы» артист Леонид Ярмольник.

«Победа» такси. В 1947 году в столице открылись первые таксопарки. Еще через год, чтобы выделить такси в потоке машин, Моссовет ввел для них контрастную окраску с длинным «шашечным» поясом по бокам. Тогда же появился и самый яркий атрибут такси – зеленый огонек, знак того, что таксомотор свободен. Тариф работы – рубль за километр и 2 рубля за посадку – оставался без изменений до 1961 года, когда в виду денежной деноминации счетчики-таксометры массово списывались вместе с «Победами». Одна из немногих сохранившихся в оригинальной комплектации машин такси предоставлена на выставку частным коллекционером.

Вездеход М-72 – симбиоз несущего кузова «Победы» и шасси полноприводного армейского внедорожника ГАЗ-69. Машина создавалась по заданию Н.С. Хрущева в рамках программы освоения целинных и залежных земель. Формально эта модель уже не называлась «Победой». По своей сути М-72 явился прообразом сегодняшних кроссоверов, сочетающим в себе комфорт легковой машины с проходимостью джипа. Экземпляр машины предоставлен на выставку реставрационной мастерской «Колеса истории». Единственный в своем роде демонстрационный макет «Победы» предоставлен Государственным Политехническим музеем. Настоящая «Победа» 1956 года выпуска была особым образом подетально разрезана и превращена в наглядное пособие по устройству автомобиля. Благодаря этому посетители ГУМа могут заглянуть в нутро двигателя, трансмиссии, колес, каркаса кузова, дверей, сидений «Победы», получить представление об истинной толщине ее металла и стекол.

В этом году специально для юбилейной выставки в ГУМе компанией Gorkyclassic воссоздан еще один уникальный автомобиль – спортивная «Победа» с бездверным открытым кузовом типа «родстер», на которой в 1956 году гонщики автозаводской команды «Торпедо» Вячеслав Мосолов и Александр Ефремычев стали серебряными призерами чемпионата СССР по шоссейным кольцевым гонкам. С 1950 по 1956 годы на Горьковском автозаводе было построено всего 5 спортивных «Побед», на них трижды выигрывались чемпионаты Союза и шесть раз устанавливались всесоюзные рекорды скорости. Представленный образец – последний в ряду так называемых гоночных машин «Победа–спорт». Премьера его состоится на ГУМ-Авторалли 25 июля, и спустя несколько дней спортивная легенда займет свое место на подиуме первой линии ГУМа.

Заказать